Оставить заявкуОставить заявку

+7 (499) 394-31-20      +7 (905) 591-62-39

Официальный сайт адвоката Конорева Руслана Петровича

Минюст разработал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Свой законопроект подготовил ВС РФ, а проект группы депутатов Госдумы уже находится на стадии первого чтения. Все эти документы предусматривают ужесточение требований к с

08.03.2018

Минюст разработал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Свой законопроект подготовил ВС РФ, а проект группы депутатов Госдумы уже находится на стадии первого чтения. Все эти документы предусматривают ужесточение требований к с

Законопроект был внесен в Госдуму 7 февраля. Он содержит множество важных новелл, согласно одной из них судей арбитражных судов освободят об обязанности составлять мотивированные решения по большинству дел. Это связано с повышенной нагрузкой на судей. Кроме того, подавляющее большинство судебных актов не обжалуется – апелляционные жалобы по существу подаются примерно на каждое десятое решение суда (подробнее – в материале "Верховный суд начал "процессуальную революцию").
В ФПА считают, что этот вопрос требует "дальнейшего обсуждения":
Не вызывает сомнений, что усложняющиеся правоотношения и процедуры судебного разбирательства гражданских, арбитражных и административных дел, увеличение нагрузки на судебную систему требуют определенной оптимизации в оформлении решений по однотипным делам или делам, решение по которым очевидно и стороны не имеют намерения его оспаривать. Вместе с тем такая оптимизация не должна осуществляться за счет снижения процессуальных гарантий или ущерба иным правовым ценностям.
По мнению ФПА, отсутствие мотивированного решения по большинству дел способно негативно отразиться на институте преюдиции, поскольку в таких решениях отсутствует указание на установленные судом факты. Это также затруднит анализ единообразного толкования и применения правовых норм судами при разрешении аналогичных по своей правовой природе споров. Такая ситуация может рассматриваться как нарушение принципа правовой определенности, который в частности предполагает очевидность правовых позиций и возможность разумного прогнозирования применения правовой нормы.
Для устранения этого противоречия предлагается сделать указание на то, что в случаях, когда мотивированное решение судом не составляется, в нем тем не менее должны быть перечислены фактические обстоятельства, которые суд считает установленными по делу. Также резолютивная часть решения должна содержать ссылку на Постановление Пленума или Президиума ВС, обзор практики ВС, в соответствии с которым оно было принято.
Кроме того, ФПА указала, что обжалование решения, не содержащего мотивировочной части, автоматически превращает апелляционную инстанцию в основную, которая должна проводить оценку доказательств, поскольку без этого невозможно определиться с вопросом обоснованности решения суда первой инстанции. В связи с этим предлагается дополнить законопроект нормой, в соответствии с которой мотивировочная часть решения должна быть составлена во всех случаях, когда лица, участвующие в деле, заявили о намерении обжаловать решение в апелляционном порядке.
В правовой позиции также содержится оценка идеи ВС отказаться от мотивирования апелляционных и кассационных определений об отказе в передаче жалобы на рассмотрение суда кассационной инстанции. По мнению ФПА, такое нововведение способно "существенно понизить уровень доверия граждан и профессионального сообщества к суду и принимаемым им решениям".

Возврат к списку