+7 (905) 591-62-39

Официальный сайт адвоката Конорева Руслана Петровича

В Госдуме поддержали введение понятия адвокатского запроса и требований к нему.

23.03.2016

В Госдуме поддержали введение понятия адвокатского запроса и требований к нему.

Законопроект был подготовлен Минюстом вместе с Федеральной палатой адвокатов и внесен в нижнюю палату парламента в феврале 2015 года. Согласно пояснительной записке, он направлен на изменение положений действующего законодательства о запросе адвоката, а также на устранение возможных нарушений прав адвокатов на запрос сведений, которые необходимы для оказания квалифицированной юридической помощи. В ФЗ № 63 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" появится дополнительная статья, конкретизирующая понятие адвокатского запроса и требования к нему. Согласно определению, предлагаемому в законе, адвокатский запрос – "официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи".
Авторы законодательной инициативы решили, что у органов госвласти, местного самоуправления, а также у общественных объединений и других организаций, которым был направлен адвокатский запрос, будет 30 дней для того, чтобы ответить на него в письменной форме. В случае, если этого срока недостаточно, он может быть увеличен, но не более чем на 30 дней. При этом сам адвокат должен быть об этом уведомлен.
Адвокату могут отказать в получении запрошенных сведений, если субъект, получивший запрос, не обладает нужной адвокату информацией, если запрашиваемые сведения составляют государственную тайну, а также если адвокатский запрос оформлен и направлен недолжным образом. Как указано в проекте закона, "требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти".
Между тем, за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату должностных лиц ждет штраф от 1000 до 3000 рублей (соответствующие поправки будут внесены в статью 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Отказ в предоставлении информации"). Одновременно, как говорят авторы, "для исключения случаев необоснованного направления адвокатских запросов в целях, не связанных с осуществлением адвокатской деятельности", проектом предлагается прописать санкции и для самих адвокатов.
В законопроекте также уточняется порядок заполнения адвокатского удостоверения. Оно должно содержать фамилию, имя и отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. Кроме того, в удостоверение должна быть вклеена фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции. Как подчеркнули авторы законопроекта и члены профильного комитета в ходе сегодняшнего заседания, удостоверение адвоката предоставляет ему право беспрепятственного доступа в здания судов и органов прокуратуры для осуществления профессиональной деятельности.
http://pravo.ru/news/view/127146/

Комментарий адвоката Конорева Руслана.
Полагаю, что внесенные в Закон об адвокатуре и иные федеральные акты изменения положительно скажутся на работе адвокатов и частично восполнят правовые пробелы, возникающие при сборе адвокатами информации в рамках оказания юридической помощи доверителям.
В соответствии с ч.3 ст.6 Закона № 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Вместе с тем обязанности по выдаче адвокату документов и справок не корреспондирует установленная законом ответственность за их непредставление, т.е. исполнение данной обязанности остается на усмотрение самого органа или организации. Более того, предоставление значительного количества информации охраняется законами о различных видах тайн (коммерческой, банковской, врачебной и т.п.).
В текущей редакции ст.5.39 КоАП РФ нет указания на адвоката, как субъекта, отказ в предоставлении информации которому, может явиться основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности. Внесение поправок в данную статью, касающихся непосредственно запросов адвоката, поможет устранить это пробел.
Абсолютно правильным является желание законодателя уравновесить права адвоката возложением на него под воздействием санкций обязанности не злоупотреблять своими правами на получение информации, когда под видом оказания юридической помощи доверителю делается попытка получить избыточные для такой помощи сведения.

Возврат к списку