+7 (905) 591-62-39

Официальный сайт адвоката Конорева Руслана Петровича

Путин может решить судьбу закона о контролируемых иностранных компаниях во вторник.

23.03.2015

Путин может решить судьбу закона о контролируемых иностранных компаниях во вторник.

Во вторник, 24 марта, президент проведет совещание по вопросам действия антиофшорного законодательства, рассказали РБК источник в правительстве и два участника обсуждения. По их словам, в нем примут участие помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на момент написания материала был недоступен для комментариев. Представитель Минфина отказался комментировать факт встречи. В РСПП не комментируют ход дискуссии.

 На встрече Белоусов и Силуанов, как ожидается, доложат президенту о вариантах изменения закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Путин поручил им предоставить эти материалы после закрытой встречи с бюро правления РСПП 19 марта, рассказывал РБК один из ее участников. Как ранее рассказывали РБК несколько участников той встречи, бизнесменам удалось обсудить проблемы действия антиофшорного закона, в частности, возможность переноса срока подачи уведомлений о владении долями в иностранных компаниях с 1 апреля 2015 года на более поздний срок и синхронизацию действия этого закона с планирующейся амнистией капитала. ​Путин сказал, что нужно установить «перенос на такой срок, который необходим».

 19 марта Силуанов уже сформулировал свою позицию на съезде РСПП: Минфин готов перенести срок подачи уведомлений на 1 октября. «Мы должны в весеннюю сессию принять закон об амнистии, чтобы синхронизировать принятие закона об амнистии и решение вопроса о предоставлении информации о контролируемых иностранных компаниях. В весеннюю сессию такие решения будут приняты, чтобы реализовать и закон о КИК», — сказал министр. 20 марта он сообщил журналистам, что Минфин рассчитывает на законодательное оформление этого решения до 1 апреля. Министерство попросило депутатов внести поправку о переносе сроков и принять закон сразу в трех чтениях, сказал он, передает Интерфакс.

Предполагается, что на встрече с президентом это решение может быть принято, а также обсужден целый ряд поправок в антиофшорное законодательство, говорят два собеседника РБК. Ключевой для предпринимателей вопрос — о применении уголовного законодательства в рамках действия антиофшорного законодательства, говорит еще один собеседник РБК. «На встрече президент может дать добро на проработку вопроса», — говорит он.

 Из офшоров без УК

 Вопрос применения УК в контексте деофшоризации обсуждался с Путиным на съезде РСПП. «Ужесточение законодательства должно следовать за амнистией, а не предшествовать ей, но Государственная дума приняла во втором чтении очередной законопроект по ужесточению уголовной ответственности в налоговой сфере. Просили бы о применении пакетного рассмотрения всех законопроектов, связанных с амнистией, и замораживании инициатив по ужесточению ответственности как минимум на период кризиса», — сказал глава РСПП Александр Шохин на встрече с президентом.

 Речь идет о законопроекте, который Госдума рассмотрела во втором чтении в среду, 18 марта. Он был внесен шестью сенаторами во главе со спикером Совфеда Валентиной Матвиенко в сентябре 2014 года и ужесточает уголовную ответственность за налоговые преступления. Законопроект предполагает изменение двух статей УК — 173.1 (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) и 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации). Первую статью предполагается дополнить следующей нормой: наказание будет грозить не только за образование, создание и реорганизацию юрлица через подставных лиц, а также за использование такого юрлица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

 Поправки в ст. 199 предполагают, что ее нарушением может также считаться уклонение от уплаты налогов в отношении доходов контролируемых иностранных компаний либо доходов, полученных в результате совершения контролируемой сделки. За это может грозить штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до пяти лет, или же лишение свободы до шести лет. Это новое положение в случае невключения в налоговую базу в 2015–2017 годах прибыли КИК не применяется, если ущерб возмещен в полном объеме.

 Бизнес такой вариант не устраивает. И сейчас идет дискуссия по этому вопросу с депутатами, Кремлем и правительством, ​ говорит РБК источник, знакомый с ходом обсуждения. Осенью прошлого года бизнес в ходе обсуждения законопроекта о КИК настаивал на том, чтобы в рамках антиофшорного закона уголовная ответственность не наступала в течение переходного периода без необходимости возмещения недоимки по налогам. Оптимальной формулировкой является следующая: «Уголовная ответственность за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании в 2015–2017 годах, не наступает», — говорилось в позиции бюро правления РСПП. Однако это мнение не было учтено, и закон был принят с формулировкой, предполагающей, что уголовная ответственность не наступит, если будет возмещен ущерб в полном объеме.

В среду, 25 марта, Владимир Путин проведет традиционную встречу с членами правительства, а в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев проведет совещание «о правовом регулировании амнистии капиталов, возвращающихся в Россию», сказал РБК источник в правительстве.

РБКdaily 23.03.2015

19.03.2015. Акционерам НПФ грозят репутационные иски. ЦБ России сможет принудительно снижать долю владельцев фондов. На российском финансовом рынке продолжается унификация надзорных и регулятивных требований к различным участникам. Так, планируется наделить ЦБ России правом в случае выявленных нарушений через суд уменьшать долю акционеров негосударственных пенсионных фондов до 10% и ниже.

О готовящихся нововведениях в области регулирования и надзора на рынке НПФ свидетельствует разработанный Минфином проект поправок к закону о негосударственных пенсионных фондах (есть в распоряжении "Ъ"). Поправки касаются "совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам".

 Согласно документу, в закон вводится новая статья — с требованиями к лицам, имеющим право распоряжаться 10% акций и более, составляющих уставный капитал фонда. Таким акционерам НПФ нельзя будет располагаться в офшорах: ими не смогут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

 Кроме того, законопроект вводит требования к деловой репутации владельцев более чем 10-процентной долей НПФ. Ими не смогут быть юридическое лицо, если у него или у общества, имеющего более 20% его голосующих акций, из-за нарушений была аннулирована лицензия на осуществление финансовой деятельности (если с момента аннулирования прошло менее трех лет), а также лица, не соответствующие требованиям к деловой репутации и (или) финансовому положению.

 При наступлении обстоятельств, влекущих несоответствие требованиям к финансовому положению или деловой репутации, акционер обязан уведомить об этом фонд, а фонд — Банк России. Предполагается, что ЦБ будет направлять акционерам предписание с требованием об устранении нарушения. В случае неисполнения предписания ЦБ вправе в судебном порядке требовать уменьшения их участия в уставном капитале фонда до размера, не превышающего 10% голосующих акций, либо прекращения права прямо или косвенно распоряжаться 10% и более голосов.

 Предлагаемые требования в целом соответствуют предъявляемым регулятором к владельцам банков. Однако некоторые участники пенсионного рынка, находящегося в стадии формирования акционерных отношений, восприняли предлагаемые нормы как серьезное ограничение. "У акционера ухудшилось финансовое положение по объективным, макроэкономическим обстоятельствам — а ему за это больше не дают права голосовать более чем 10% акций, либо в судебном порядке уменьшают его пакет. Это, конечно, очень резкий подход",— полагает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов. "На первый взгляд ничего критичного в нововведениях нет, ужесточение требований вполне соответствует тенденции унификации правил игры на банковском и пенсионном рынке",— не согласна гендиректор НПФ "ВТБ Пенсионный фонд" Лариса Горчаковская.

 По словам гендиректора НПФ "Участие" Сергея Зыцаря, для регулятора один из ключевых вопросов при проверке фонда — это состав акционеров и связанные стороны. "Новые требования и потенциальные санкции могут привести к тому, что некоторые участники рынка попытаются раздробить доли и усложнить схемы владения акциями",— полагает он. Однако, по мнению Лидии Горшковой, у Банка России за последние годы появился очень большой опыт выявления реальных бенефициаров банков. Попытки банков раскрывать бенефициаров в труднодоступных разделах своих сайтов, представление многоступенчатых и запутанных схем — все это для регулятора пройденный этап, и вряд ли пенсионные фонды сумеют на этом уровне скрыть от ЦБ реальных акционеров.

 В пресс-службе Банка России вчера не смогли прокомментировать законопроект.

Коммерсантъ 19.03.2015


Возврат к списку