+7 (905) 591-62-39

Официальный сайт адвоката Конорева Руслана Петровича

Можно ли лишиться земли из-за кадастровой ошибки, решал ВС.

25.05.2017

Можно ли лишиться земли из-за кадастровой ошибки, решал ВС.

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, но на практике встречается всякое. В недавнем случае собственник чуть было не попрощался со своей землей из-за некомпетентности кадастрового инженера, допустившего ошибку в межевом плане. К счастью, на помощь пришел Верховный суд.
Земельные участки Елены Котовой* и Анны Ильиной* находятся по соседству. При постановке участков на кадастровый учет обнаружилось, что границы участка Ильиной заходят на участок Котовой. Та обратилась в суд.
Котова получила свой участок в собственность для ведения крестьянско-фермерского хозяйства из земель запаса. Ильина была собственником участка на основе двух договоров дарения. Каждый из дарителей, прежде чем сделать подарок, образовал один земельный участок и выделил его в натуре в счёт земельной доли на праве общей долевой собственности.
В суде Котова настаивала, что земля Ильиной образована незаконно. Поэтому Котова требовала признать право собственности Ильиной на участок отсутствующим, а сведения Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ участка Ильиной – кадастровой ошибкой.
Бейский районный суд Республики Хакасия удовлетворил требования Котовой. Верховный суд Республики Хакасия оставил это решение без изменения. Оба они пришли к выводу, что при постановке земельных участков на кадастровый учёт произошла кадастровая ошибка, и участки Ильиной наложились на участок Котовой. Межевой план земельных участков Ильиной выполнен с нарушениями. В связи с этим право собственности Ильиной было признано отсутствующим. При этом суды исходили из того, что наличие кадастровой ошибки в сведениях о границах земельных участков является основанием для прекращения права собственности на них.
ВС с этим выводом согласиться не мог.
ВС отметил, что такое основание для прекращения права собственности на земельный участок, как наличие кадастровой ошибки в сведениях о его границах, законом не предусмотрено. Кадастровая ошибка должна быть исправлена, но право собственности при этом надлежит сохранить.

Кроме того, ВС обратил внимание, что при разрешении спора суд первой инстанции не указал способ исправления кадастровой ошибки, а апелляция его не поправила. После того как суд установил, что межевой план земельных участков выполнен с нарушениями закона, он должен был решить вопрос об ответственности кадастрового инженера, который формировал и ставил на кадастровый учет земельные участки Ильиной. Этого тоже сделано не было.
Договоры дарения, по которым Ильина получила участки, не оспорены и не признаны недействительными. Пока этого не случится, право на указанные в договорах участки не может быть отсутствующим.
В связи с ошибками, допущенными нижестоящими судами, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию (№ 55-КГ17-1). В настоящий момент оно еще не рассмотрено.
По мнению ведущего юрисконсульта ООО "Центр правового обслуживания" Дмитрия Макаренко, этим делом ВС вновь подчеркнул, насколько важную роль в гражданском праве играет институт права собственности. Лишение законных прав на недвижимость должно применяться лишь в исключительных случаях. Помимо этого ВС отметил, что нижестоящие судебные инстанции не указали способ исправления кадастровой ошибки, что противоречит одной из задач гражданского судопроизводства – разрешению гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Комментарий адвоката по земельным спорам Конорева Руслана.
Необходимо отметить, что заявление требований в части изменения характерных точек границ земельных участков свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении кадастровой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч.4 ст.28 Закона о кадастре).
Внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у его зарегистрированного правообладателя, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются. Таким образом, право собственности на участок не может быть оспорено на основании ст.28 Закона о кадастре.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления № 10/22 Пленумов ВС/ВАС содержится разъяснение о том, что поскольку при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Оспаривание прав в отношении спорного участка возможно только при проверке в судебном порядке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки) путем предъявления иска о возврате земельного участка в силу норм о реституции либо виндикации. Рассмотрением такого иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует стабильность гражданского оборота и защиту всем участникам спора их прав и законных интересов.
В связи с этим при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 Закона о кадастре, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Возврат к списку